В Украине с 2025-го будут действовать новые правила обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев авто (ОСАГО, или "автогражданка"). Увеличится максимальный размер возмещения, стоимость и условия страховки (в частности цены). Едва ли не главное изменение - теперь выплаты будет осуществлять свой страховщик, которого можно в любой момент заменить. А значит, он не будет заинтересован занижать страховую выплату.

OBOZ.UA поговорил с крупнейшими страховщиками в Украине и рассказывает о том, к чему стоит готовиться всем автовладельцам.

Как изменится максимальная выплата

Новый закон об "автогражданке" уже принят. Он вступит в силу с 2025-го и должен приблизить украинские правила к требованиям директивы ЕС. Для этого предусмотрено поэтапное повышение страховых сумм, отмена франшизы и рассрочки, а также свободные цены, рассказывает Александр Завада, исполнительный директор НАСК ОРАНТА. И это далеко не полный перечень изменений.

Итак, с января 2025-го максимальная страховая сумма за ущерб жизни и здоровью увеличится с 320 тыс. грн до 500 тыс. грн; за ущерб имуществу - со 160 тыс. грн до 250 тыс. грн. И это станет только первым шагом.

С января 2026 года, но после окончания военного положения:

  • за вред жизни и здоровью - до 1 млн грн;
  • за ущерб имуществу - до 2 млн грн;

В течение четырех лет с момента вступления Украины в ЕС:

  • за вред жизни и здоровью - до эквивалента от 1,3 млн евро на одного пострадавшего и от 6,45 млн евро на один страховой случай;
  • за ущерб имуществу - до эквивалента от 1,3 млн евро на один страховой случай.

В случае аннулирования лицензии страховщика выплаты будет осуществлять МТСБУ(не дожидаясь судов и банкротства). Увеличение максимальных страховых сумм невозможно без роста стоимости услуги. Поэтому здесь приходится искать компромисс.

"Первого увеличения страховых сумм вполне достаточно для полного возмещения причиненного ущерба в не менее 95% случаев. В остальных ситуациях автовладельцам придется платить собственные средства, если фактический ущерб превысит страховую сумму. Конечно, всем бы хотелось всегда получать полное возмещение. Для этого можно приобрести дополнительное покрытие к обычной Автогражданке. Депутатов можно понять - существенный рост страховых сумм привел бы к еще большему росту цен на страхование. А это будет не очень популярным шагом", - объясняет Александр Завада.

Перед определенными сложностями также предстанут и в МТСБУ, добавляют страховщики. Придется более внимательно учитывать риски и быть готовыми к банкротству отдельных игроков.

Максимальные суммы компенсации надо было повышать уже давно. Гарантии "автогражданки" не могут компенсировать реальные затраты на ремонт после аварии. В результате оформление страховки превратилось в обязанность, выполнение которой защитит от возможных штрафов, если "автогражданку" проверят сотрудники полиции. Но она не могла обеспечить стопроцентную финансовую защиту на случай значительных повреждений, или ДТП с тяжелыми последствиями.

"Ремонт автомобиля или лечение вследствие нанесения вреда здоровью потерпевшему лицу после ДТП стоят значительно больше, чем раньше, и новые лимиты страховых выплат смогут лучше покрыть эти расходы. Это особенно важно для людей, которые не имеют финансовых резервов на случай непредвиденных обстоятельств. Даже сегодня можно улучшить свой полис Автогражданки. А благодаря новому закону пострадавшие в авариях будут меньше чувствовать финансовое давление в сложных жизненных ситуациях", - объясняет Виктор Шевченко, член правления страховой компании ИНГО.

Новые условия: о чем стоит знать украинцам

В СК "Экспресс Страхование" по просьбе OBOZ.UA пояснили: новый закон кардинально изменит целый ряд важных правил. Во-первых, с 2025 года выплата по Европротоколу не будет иметь ограничений, которые существуют сейчас, и будет ограничиваться только страховой суммой, как и обычная выплата по ОСАГО. Этой суммы точно хватит на ремонт, и не нужно волноваться, что его стоимость превысит максимальную сумму, которую может выплатить страховая компания.

"Только запомните условия: участников ДТП должно быть только двое, оба должны иметь полисы, пострадали только автомобили, ДТП является контактным, оба водителя соглашаются с его обстоятельствами и они трезвы. Требование о контактном ДТП является новым условием при составлении Европротокола. Теперь его нельзя будет составлять, если, например, кто-то кого-то подрезал - и из-за этого авто съехало в кювет", - говорят в пресс-службе компании.

Законом также предусмотрено, что НБУ может установить лимиты выплат, но это не является обязательным. Если НБУ этого не сделает, то выплаты будут осуществляться в пределах страховых сумм, действующих на момент заключения договора страхования

Во-вторых: вводится прямое урегулирование убытков. То есть теперь выплаты пострадавшему будет осуществлять свой страховщик. Компенсации будут проводиться по специальной процедуре, установленной МТСБУ. И если потерпевшему не понравится или сумма выплаты, или уровень сервиса, в следующем году он может выбрать более умелого страховщика. Это должно помочь избежать занижения страховых выплат.

Однако эта норма также будет работать при определенных условиях: в ДТП участвуют только два участника, пострадали только автомобили, и потерпевший имеет действующий полис ОСАГО. Это упростит жизнь автовладельцев, но также будет стимулировать их изменить свой подход к выбору страховой компании, у которой будут покупать полис.

"Подход станет более осознанным, ведь именно выбранная ими страховая компания будет не только возмещать убытки, но и способствовать ремонту авто", - добавляют в "Экспресс Страховании".

В компании отмечают, что отныне автовладельцам стоит обращать внимание на то, насколько большую сеть СТО имеет страховая компания. Готова ли она предложить сервис именно в их местности? Имеет ли полное сопровождение клиента от момента заключения договора и до полного восстановления автомобиля после страхового случая?

В-третьих, полисы станут электронными, франшизы (часть, которую вы должны платить сами) отменят, а страховщики будут вынуждены восстанавливать автомобили на СТО до их первоначального состояния перед ДТП. И только в случае отказа автовладельца проводить выплату на руки.

"Страховщики будут вынуждены восстанавливать автомобили на СТО до их первоначального состояния перед ДТП и только в случае отказа автовладельца проводить выплату на руки. Осуществление регламентных выплат за компании-банкроты теперь будут происходить сразу после потери последними членства в МТСБУ. А контроль непосредственно за деятельностью МТСБУ также будет усилен", - рассказывает Александр Завада, исполнительный директор НАСК ОРАНТА.

Как изменится стоимость автогражданки

Страховщики получат больше возможностей свободно устанавливать тарифы. В некоторых случаях это может помочь снизить цены, прежде всего Зеленой карты (по международным договорам), где сейчас еще действуют единые фиксированные цены.

"В "автогражданке" конкуренция уже присутствует, ведь при формировании цены определенные диапазоны давно существуют. Здесь мы имеем больше факторов, которые будут толкать цены вверх. Это и отмена франшизы и износа, прямое урегулирование, повышение требований к деятельности страховщиков, посредников и МТСБУ", - добавляет Александр Завада.

Поэтому в "автогражданке" стоит ожидать роста цен, иногда и двукратного. Страховщики будут тщательно пересматривать свою тарифную политику, сегментировать своих клиентов по значительно большему, чем раньше, количеству параметров. Хорошая новость: страховщики смогут предлагать более выгодные условия для тех, кто осторожно ездит, не попадал в аварии.

"Индивидуальный подход к тарификации полисов Автогражданки также является важным нововведением. Теперь водители с безаварийной историей будут получать более выгодные условия страхования, что будет стимулировать соблюдение правил дорожного движения. Такой подход делает систему более справедливой: водители, которые ездят осторожно и не попадают в аварии, будут награждены сниженными тарифами. В то же время водители, которые имеют частые случаи ДТП, будут платить больше, что соответствует логике рискоориентированного страхования", - рассказывает Виктор Шевченко, член правления страховой компании ИНГО.

В то же время водители, которые имеют частые случаи ДТП, будут платить больше, что соответствует логике рискоориентированного страхования
Виктор Шевченко

Страховой рынок уже активно готовится к этим изменениям, добавляет Шевченко. "Компания ИНГО, в частности, работает над адаптацией своих сервисов, чтобы наши клиенты смогли полностью воспользоваться новыми возможностями. Мы пересматриваем тарифные планы, заключаем новые соглашения со станциями технического обслуживания, модернизируем ИТ-системы для более быстрого обслуживания клиентов. Мы уверены, что эти нововведения станут основой для улучшения качества страховых услуг в Украине и повышения уровня доверия к страховым компаниям", - пояснил представитель компании.

Растут требования к платежеспособности страховщиков. Со временем тех компаний, которые демпингуют, предлагают необоснованно низкие цены и потом становятся банкротами, просто не станет. Это выгодно и участникам рынка, и водителям.

"Важно, чтобы по новым правилам работали абсолютно все страховщики. Этому будет способствовать система прямого урегулирования, которая лишает недобросовестных страховщиков возможности демпинга и дальнейшего искусственного занижения страховых выплат", - объясняют страховщики.

В целом новые правила принесут больше удобств для автовладельцев, поскольку процесс заключения договоров и получения выплат станет проще и прозрачнее. Это должно дать толчок в развитии рынка и позволит быстро адаптироваться к требованиям ЕС после вступления в ЕС.

icon
Подписывайся на новости
чтобы быть в курсе специальных предложений и всего самого интересного!