Председатель правления страховой компании "ИНГО Украина" Игорь Гордиенко о ситуации на рынке, планах на будущее и цене ошибок рынка
У вас в компании произошли изменения в структуре собственности. Как это повлияло на планы ближайших лет?
После принятия закона о лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности в марте 2015 года российский акционер "ИНГО" — ОСАО "Ингосстрах" — принял решение о продаже активов в Украине. Покупателями стали 14 европейских компаний. Напомню, в группу компаний входят АСК "ИНГО Украина", АСК "ИНГО Украина Жизнь" и Медицинский центр "ИНГО". Менеджмент также остался без изменений.
Для средне- и долгосрочного планирования нужны экономические индикаторы, которых сегодня нет. Увидим реалистичные прогнозы — безусловно, в компании будут разработаны и внедрены планы с горизонтом в три и более лет. Но в настоящее время и, скорее всего, на 2016 год главной задачей для всех компаний группы есть и будет достижение высокого уровня ликвидности и планового уровня рентабельности.
При этом жизненно важными являются инвестиции в IT. В ближайшие пять лет это будет главным приоритетом менеджмента "ИНГО".
Внедрение цифровых технологий в основные бизнес-процессы у нас началось несколько лет назад. Теперь мы готовимся к реализации второго этапа ІТ-стратегии, цель которой — внедрение цифровых технологий во все цепочки бизнес-процессов компании, в коммуникации с нашими партнерами и клиентами.
Думаю, что это аксиома: в ближайшем будущем внедрение ІТ-инноваций для всех финансовых компаний станет не просто главным фактором роста, а критически важным фактором для их дальнейшего существования. Украинские страховые компании не исключение. Более того, я считаю, что революция в цифровых технологиях окажет значительно большее влияние на изменение структуры, размера и качества страхового рынка, чем экономические, политические и социальные факторы влияния.
Насколько переход на электронный документооборот и продажи урегулирован законодательно?
Первый шаг сделан — принят закон об электронных документах и электронном документообороте. Но потребуются еще значительные инвестиции, время, усилия для создания эффективной правовой инфраструктуры и внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь. Например, одной компании с числом транзакций 200-300 тыс. в год внедрение электронной подписи и электронного документооборота обойдется в среднем в $3-5 млн и займет 2-3 года.
Что именно в IT вы планируете внедрить в ближайшие два-три года?
Основные процессы автострахования полностью автоматизированы, по медицинскому страхованию мы находимся на финальной стадии, завершим к концу года. Сейчас идет реализация цифровой платформы по взаимодействию с клиниками и клиентами. Например, клиентский портал, позволяющий записаться в режиме онлайн в одну из клиник, с которыми у нас есть договорные отношения.
Реализация этих проектов позволит нам изменить и традиционную структуру каналов продаж, андеррайтинг рисков, качество и скорость урегулирования убытков. Мы планируем поэтапное внедрение продуктов из линейки "умного страхования" для наших клиентов.
По идее, диджитализация должна со временем привести к существенному сокращению расходов. Рассчитываете ли вы на это?
В теории это так. На практике в финансовом учреждении в бэк-офисе много обслуживающих функций. И сокращение расходов на всех уровнях быстро не произойдет, потому что внешняя среда тоже должна перестроиться — фискальные органы и органы надзора.
Компании сегодня тратят значительные средства на создание разного рода отчетов для различных государственных учреждений.
Как вы относитесь к изменениям, происходящим в регуляции рынка?
В сложившейся ситуации передача функций надзора НБУ — не тема для обсуждения. Решение, насколько я знаю, принято давно. В настоящий момент у представителей рынка идет достаточно конструктивная работа с регулятором по решению целого ряда проблем, в МТСБУ, ядерном страховом пуле, сельскохозяйственном страховом пуле, а также по разработке и согласованию ряда законопроектов и нормативных актов.
Мои ожидания от реформирования страхового надзора — это сохранение сложившихся коммуникаций с представителями рынка. И надежда на то, что у регулятора появятся ресурсы для обеспечения эффективного пруденциального надзора.
Практически все на рынке понимают, что страховой рынок требует в ближайшие пять лет серьезных усилий по реформированию. Несмотря на его относительно небольшой объем (мы прогнозируем, что в 2015 году это будет всего $500 млн) и отсутствие предпосылок для существенного роста в ближайшие два-три года, работы по реформированию рынка меньше не становится. Это, безусловно, и проблема т.н. "документарных" компаний, которые не ведут страховую деятельность и существуют только на бумаге, и дополнительная капитализация действующих компаний. По некоторым оценкам, требуется дополнительный капитал в размере 5-7 млрд грн. Сейчас в составе Нацком-финуслуг появились хорошие специалисты с опытом работы в страховании и финансовом секторе. Думаю, главная проблема сегодня — их адекватная мотивация.
Как вы оцениваете ситуацию в МТСБУ?
В 1993 году я был свидетелем и активным участником процесса создания Моторного бюро. И понимаю, что мои оценки и высказывания несут большую долю субъективизма и эмоций.
Функции и модель эффективного корпоративного управления национальным гарантийным бюро хорошо известны. Так же хорошо описана роль государственных органов в деятельности бюро. Как правило, от имени государства на деятельность бюро влияет один орган — национальный регулятор рынка. Точка. МТСБУ — это гарантийное объединение по внутренним и по внешним обязательствам его членов. Попытки внедрить что-то другое в деятельность МТСБУ привели в прошлом и в настоящем к тому, что можно назвать "изобретение украинского пятиколесного велосипеда".
Напомню, в 2004-2005 годах страховщики приняли решение привлечь политиков к управлению МТСБУ. Казалось, что это сделает лоббирование соответствующих законопроектов более эффективным. Прошло 10 лет, и страховой рынок получил хороший урок стоимостью в несколько сотен миллионов гривен, а также отсутствие прогресса в развитии ОСГПО. Этот результат страховщики должны записать в "коллективную память".
Правильная цель для бюро на ближайшие годы — это увеличение лимитов ответственности ОСГПО и интеграция в европейскую систему. В итоге страхователи будут приобретать один полис с территорией покрытия как внутри страны, так в странах-членах «Зеленой карты».
Каким вы видите будущее украинского страхового рынка в пятилетней перспективе?
Он будет более структурирован. Возможно, появятся новые формы страховых компаний — общества взаимного страхования — как альтернатива кептивным компаниям.
Хочется увидеть консолидацию емкостей (капиталов) страховых компаний для осуществления ряда крупных проектов — страхования ответственности, ядерного и сельскохозяйственного страхования и покрытия других отдельных рисков. А общественные организации нужны не в формате лоббистских профсоюзов, а в форме проектных офисов. У объединений страховщиков должны появиться целевые проекты, по крайней мере, в ближайшие пять лет, когда будут происходить кардинальные изменения на рынке. Думаю, что это будет "компактный" рынок с 40-50 компаниями. Но, при этом он будет более технологичным и хорошо капитализированным.
Анна Березецкая